Трудный возраст: сопровождение по ОМС лиц старше 65 лет
«Осень жизни, как и осень года, надо благодарно принимать», – со временем эти строки Эльдара Рязанова становятся близки каждому человеку. Время меняет людей: c возрастом физиологические процессы в организме каждого из нас перестраиваются. Не надо иметь медицинского образования для того, чтобы сделать вывод о том, что лечить 65-летнего пациента – далеко не то же самое, что лечить 30-летнего.
В нашей стране возраст пациента считается пожилым с 60 лет, а с 75 – старческим. Но ведь такой возраст совсем не означает покой и малоподвижный образ жизни: есть множество способов быть активным, дееспособным и чувствовать себя отлично. Помочь в этом смогут врачи-гериатры.
«СОГАЗ-Мед» информирует, что с 2017 года помощь гериатра оказывается в рамках ОМС. Пациент, пришедший на прием к такому специалисту, получает в итоге больше обследований и необходимых процедур.
Существует специальная методика – гериатрическая оценка. Врачом на нее выделяется до 1,5 часов. Достаточное количество времени позволяет грамотно оценить состояние пациента, разработать план его ведения.
К гериатру обращаются по определенной группе показаний, вызванных возрастными изменениями: прогрессирующая старческая астения, гериатрические синдромы – высокий риск падений, беспричинное снижение веса, нарушения памяти, сенсорные расстройства, нарушения физической активности, полиморбидность (множественность заболеваний у одного пациента).
Самая главная задача гериатра — это своевременно решить, какое направление является приоритетным, и определить стратегию лечения. К сожалению, полностью вылечить пациента по всем направлениям зачастую невозможно. Тем не менее, гериатр должен понять: насколько пациент нуждается в уходе и сделать все возможное для его лечения.
В нашей стране к 2024 г. планируется выстроить действенную трёхуровневую систему гериатрической службы. Вершиной ее станут гериатрические центры в субъектах федерации. Они будут организовывать всю работу, касающуюся медицины пожилых людей, и координировать взаимодействие с социальными службами. Кроме этого, в них могут быть организованы лечебные и диагностические подразделения — в каждом регионе это будут решать самостоятельно. Второй уровень — организация медицинской помощи пожилым людям в стационарных условиях. Для них будут созданы специализированные комфортные отделения. Их задача — составить для пациента со множеством заболеваний индивидуальную программу действий, которая поможет ему оставаться активным и предотвратит потерю автономности. Третий уровень – гериатрические кабинеты в поликлиниках – в которых врач-гериатр будет консультировать пожилых пациентов.
«СОГАЗ-Мед» отмечает, что с 2020 года существенно расширена программа диспансеризации для возрастных пациентов по ОМС. Помимо стандартной проверки здоровья, теперь им доступны, например, тесты на предрасположенность к таким заболеваниям, как болезни Альцгеймера, Паркинсона, саркопения (мышечная слабость).
В рамках выполнения задач национального проекта «Демография. Старшее поколение» отслеживаются объём и качество предоставления медицинской помощи гражданам пожилого и старческого возраста, в частности по профилю «гериатрия». Предусмотрено плановое увеличение объёма этой помощи, увеличение количества геронтологических коек во всех регионах Российской Федерации, открытие гериатрических центров и кабинетов, подготовка врачей-гериатров.
«СОГАЗ-Мед» подчеркивает, что получить гериатрическую помощь совсем не сложно: в настоящее время в поликлиниках выделяют группы пожилых пациентов и направляют их под патронаж курирующего медицинского работника – врача-гериатра, прошедшего специальную подготовку.
Это происходит по следующей схеме: пациент обращается к участковому врачу-терапевту, который производит его осмотр и при выявлении признаков и старческой астении (состояния здоровья пациента, отражающего потребность в уходе) направляет на консультацию к врачу-гериатру.
Составляется индивидуальный план лечения пациента с учетом выявленных гериатрических синдромов, осуществляется его динамическое наблюдение.
Врач-гериатр в процессе ведения пациентов взаимодействует со своими коллегами: специалистами общей практики, врачами по медицинской реабилитации, по лечебной физкультуре, физиотерапевтами и пр. Таким образом, застрахованным оказывается адресная помощь с учетом текущего состояния их здоровья и выявленных проблемы, включающая своевременную диагностику и оценку риска развития осложнений, связанных с основным и сопутствующими заболеваниями, а также проводимыми реабилитационными мероприятиями.
Помимо этого, с пожилыми пациентами работают специалисты, имеющие высшее немедицинское образование, например, медицинские психологи, инструкторы-методисты по лечебной физкультуре. Это необходимо для оценки и коррекции психоэмоционального состояния, нарушений коммуникативной сферы, ограничения физической активности, коррекции нарушений бытовых и профессиональных навыков.
Возрастное развитие многих болезней при своевременном выявлении можно предотвратить. Именно поэтому следует большое внимание уделять профилактике. Через несколько лет регулярной диспансеризацией необходимо охватить не менее 70% граждан пожилого возраста, а выявление преастении на ранних стадиях должно достигнуть 90%.
Генеральный директор компании «СОГАЗ-Мед» Дмитрий Валерьевич Толстов отмечает: «Задача «СОГАЗ-Мед» — обеспечить целый ряд мероприятий для застрахованных в компании пожилых людей. На первом этапе важно индивидуально проинформировать застрахованных о возможности прохождения медицинских профилактических мероприятий. Также мы осуществляем необходимый контроль при госпитализации пожилых граждан в профильные учреждения и, при выявлении нарушений, принимаем меры к восстановлению их прав. Кроме того, при осуществлении контроля доступности и качества предоставления медицинской помощи, важно отследить соблюдение утвержденного порядка оказания медицинской помощи по гериатрии в соответствии с клиническими рекомендациями».
Вот несколько примеров из практики «СОГАЗ-Мед».
В контакт-центр «СОГАЗ-Мед» поступило обращение от застрахованной Ш., 82 лет. Пациентка вызвала скорую помощь с жалобами на тошноту, рвоту, боли в животе и была доставлена в приемное отделение больницы. После осмотра врачом-хирургом ей было отказано в госпитализации из-за отсутствия медицинских показаний. При помощи страховых представителей «СОГАЗ-Мед» информация была доведена до сведения заведующей поликлиникой по месту прикрепления застрахованной, в результате чего был решен вопрос о выезде участкового терапевта на дом и госпитализации Ш. в терапевтическое отделение центральной районной больницы.
Еще одно обращение от застрахованной М., 67 лет, состояло в том, что в поликлинике ей отказали в проведении углубленной диспансеризацию после перенесенного COVID-19. При помощи страховых представителей «СОГАЗ-Мед» пациентка была записана на прием к терапевту для проведения обследований, входящих в объем углубленной диспансеризации.
Застрахованная К., 75 лет, переносила СOVID-19 дома в течение нескольких дней, но самочувствие ухудшилось, а попытки дозвониться в поликлинику, чтобы вызвать врача, были безрезультатными. При помощи страховых представителей «СОГАЗ-Мед» данная информация была доведена до руководства поликлиники по месту прикрепления К., и вопрос о выезде участкового терапевта на дом и госпитализации ее в стационар решился положительно.[ЧНЛ1]
Если вы застрахованы в компании «СОГАЗ-Мед» и у вас возникли вопросы о системе ОМС, связанные с получением полиса, медицинской помощи или качеством её оказания, вы можете обратиться за помощью к страховым представителям на сайте sogaz-med.ru, используя онлайн-чат, по телефону круглосуточного контакт-центра 8-800-100-07-02 (звонок по России бесплатный) или в офисах компании «СОГАЗ-Мед».
Справка о компании:
Страховая компания «СОГАЗ-Мед» — лидер системы ОМС. 44 млн человек, проживающих в 56 регионах РФ и г. Байконур, являются нашими застрахованными. 25 лет успешной работы позволяют на высоком уровне контролировать качество медицинского обслуживания и восстанавливать нарушенные права граждан.
[ЧНЛ1]Просьба к филиалам: указать аналогичные примеры взаимодействия из региональной практики при наличии. В случае отсутствия таковых примеров допускается использовать указанные примеры.
Время на здоровье: сроки оказания медицинской помощи по полису ОМС
Каждый знает: по полису обязательного медицинского страхования (ОМС) можно бесплатно получить помощь в поликлинике по месту прикрепления, вызвать врача на дом, скорую. Как правило, на этом знание своих прав в системе ОМС заканчивается, ведь самому разобраться в вопросах обязательного медицинского страхования бывает сложно. Поэтому, чтобы получать помощь в полном объеме и в срок, при возникновении любых вопросов по ОМС, следует связаться со страховой компанией (страховая медицинская организация – СМО), выдавшей вам полис. Тем более, если вы, например, уже месяц не можете записаться на рентгенографию по направлению врача. Разберемся вместе с экспертами компании «СОГАЗ-Мед» какие виды, формы и сроки оказания медпомощи по ОМС нам доступны.
Медицинская помощь по ОМС: виды и формы
Перечень видов, форм и условий бесплатной медицинской помощи, перечень заболеваний и состояний, при которых ее можно получить, категории граждан, имеющие право на ее бесплатное получение и др. – все это прописано в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, которая утверждается Правительством Российской Федерации сроком на три года.
Согласно Программе госгарантий, застрахованным гражданам предоставляются следующие виды медицинской помощи: первичная медико-санитарная, скорая и специализированная, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь (ВМП), паллиативная медицинская помощь.
Первичная медико-санитарная помощь оказывается амбулаторно, на дому и в дневном стационаре, как в плановой, так и в неотложной формах.
Скорая медицинская помощь, в том числе скорая специализированная, оказывается в экстренной или неотложной форме вне медорганизации, в амбулаторных и стационарных условиях при состояниях, требующих срочного вмешательства.
Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний, требующих использования специальных методов и сложных технологий, а также медицинскую реабилитацию.
ВМП (часть специализированной медицинской помощи) включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных, ресурсоемких методов лечения, клеточных технологий и др. с научно доказанной эффективностью, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей.
Что касается форм оказания медицинской помощи, их три: экстренная, неотложная и плановая.
Экстренная помощь, как это понятно из названия, оказывается при внезапных острых состояниях, опасных для жизни.
Неотложная помощь требуется при внезапных острых состояниях, которые не имеют явной угрозы жизни.
Плановая медицинская помощь оказывается при проведении профилактических мероприятий и в случае заболеваний / состояний, не угрожающих жизни.
Сроки оказания медицинской помощи по полису ОМС напрямую зависят от ее видов и форм.
- Экстренная медицинская помощь оказывается безотлагательно. Время доезда бригады скорой медицинской помощи с момента вызова не должно превышать 20 минут, при этом оно может быть обоснованно скорректировано, исходя из транспортной доступности того или иного региона.
- Срок ожидания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме – не более 2 часов с момента обращения.
- Срок ожидания планового приема врача-терапевта, врача-педиатра, врача общей практики (семейного врача) – не более 24 часов с момента обращения.
- Сроки проведения консультаций врачей-специалистов (за исключением подозрения на онкологическое заболевание) не должны превышать 14 рабочих дней со дня обращения пациента в медицинскую организацию;
- Сроки проведения диагностических инструментальных исследований (рентгенографические, включая маммографию, функциональная диагностика, УЗИ, КТ, МРТ и ангиография при оказании первичной медико-санитарной помощи) и лабораторных исследований при оказании первичной медико-санитарной помощи не должны превышать 14 рабочих дней со дня назначения (за исключением исследований при подозрении на онкозаболевание);
- Срок ожидания консультаций врачей-специалистов для пациентов с подозрением на онкозаболевание – не более 3 рабочих дней.
- Срок ожидания диагностических исследований (инструментальных, лабораторных) такими пациентами – не более 7 рабочих дней со дня назначения.
- Срок ожидания специализированной медицинской помощи (кроме ВМП) – до 14 рабочих дней со дня выдачи направления на госпитализацию. Для пациентов с онкодиагнозом – до 7 рабочих дней с момента гистологической верификации опухоли или с момента установления предварительного диагноза заболевания (состояния).
ВАЖНО: несоблюдение сроков оказания медицинской помощи по полису ОМС – повод для обращения в свою СМО. Страховые представители первого уровня – сотрудники страховой компании, принимающие обращения застрахованных, всегда готовы ответить на ваши вопросы о медицинской помощи в системе ОМС, а страховые представители второго и третьего уровня – оказать содействие и помочь в получении качественной и доступной медицинской помощи.